Что такое яхта - определение, парусная и моторная, яхт клуб YachtsPro

Что такое яхта?

м / ft от 0 ₽
Гостей Город
Телефон
+7 (938) 411-70-70
Заказать
Что такое яхта?

Яхта: история, особенности, классификации

Яхтой принято называть судно, предназначенное для спорта или отдыха на воде. В современном толковании к термину «яхта» относятся не только парусные конструкции, но и моторные, моторно-парусные. Разновидностей яхт на сегодняшний день встречается огромное количество.

каталог

Впервые такой вид водного транспорта появился в 17 веке в Голландии и лишь потом в Англии, а не наоборот, как считают некоторые историки. Сейчас яхты ассоциируются с роскошью, приятным отдыхом и элитным спортом. Но так было не всегда. Изначально цель их создания была несколько другая. Предлагаем познакомиться с основными характеристиками, устройством и классификацией яхт по порядку. Начнем с самого главного – с определения, что значит яхта.

Определение термина «яхта»

Яхта – это легкое и малогабаритное судно. Существует версия, что изначально их использовали для защиты берегов, торговых кораблей от пиратских набегов. Ведь сделать это на быстроходной яхте куда удобнее, чем на большом корабле. В переводе с нидерландского термин «яхта» означает – гнать, преследовать, охотиться. Это еще раз подтверждает первоначальную цель изобретения маломерных конструкций.

Позже яхта стала все чаще использоваться важными персонами для отдыха, прогулок и спорта. С ее помощью переплавлялись с одного берега на другой, передавали важные послания и активно вели военные действия.

История изобретения яхт

Интерес к парусникам и исследованию новых территорий зародился достаточно давно. Еще древние финикийцы, греки, египтяне использовали плавательные средства, чтобы передвигаться по воде. Однако найти сходства с современными парусными судами мы вряд ли сможем. Но это доказывает, что еще с древних времен люди строили и совершенствовали водные виды транспорта для удобства своего существования.

Впервые на рубеже 16-17 веков в Нидерландах были построены прототипы современных яхт. В те времена провинции страны обрели независимость и стали активно развивать торговлю. Тогда это было возможно сделать только с использованием водного транспорта. Голландцы быстро приступили к строительству торговых судов.

Большую часть европейского водного пространства занимали торговые корабли Нидерландов. Этот факт не мог остаться без внимания криминальных элементов – пиратов. Спасти караваны торговцев и драгоценный товар могло только постоянное патрулирование прибрежной территории. С этой целью были созданы легкие и маневренные яхты, которые могли выдержать вес небольшого вооружения. Быстроходные судна превзошли все ожидания: они с легкостью догоняли корабли пиратов и могли оказать достойное сопротивление.

Популяризация парусного отдыха принадлежит королю Англии Карлу II, которому была подарена одна из лучших яхт Нидерландов. Ему настолько сильно понравилось судно, что морские прогулки стали его самым любимым занятием на досуге.

В Россию первые яхты привез Петр I на рубеже 17-18 веков. Царь смог познакомиться с парусными суднами в Голландии, где был инкогнито вместе со своей свитой. Полученные знания он успешно применил на родине и почти с нуля выстроил российский морской флот.

Типы конструкции яхт

В основе главной классификации яхт лежит движущая судна сила: это может быть либо сила ветра, либо сила двигателя внутреннего сгорания. В зависимости от этого выделяют два главных вида яхт – моторные и парусные. Однако в настоящее время техникой безопасности наличие мотора на случай аварийных ситуаций предусмотрено на любых видах быстроходных суден. Другое дело, что моторные яхты могут быть оснащены одним или несколькими двигателями сразу в зависимости от габаритов и назначения.

Промежуточным вариантом между основными типами яхт являются парусно-моторные конструкции. У них парус – это основой движитель, мотор – всегда вспомогательный.

Моторные

Моторные судна не имеют парусного вооружения и движутся за счет мотора. Это один из самых дорогих типов яхт. Они обладают достаточным количеством положительных качеств, которые делают их еще более привлекательными для людей.

Во-первых, это скорость. Моторные яхты способны двигаться со скоростью приблизительно до 70 км/ч. Достичь такого результата за счет силы ветра вряд ли получится. Такие судна более комфортабельны и устойчивы на воде за счет встроенных стабилизаторов, которые не позволяют яхте сильно раскачиваться. Обычно моторные судна приобретают или берут в аренду вместе с квалифицированной командой, обеспечивающей качественный отдых и безопасность во время морской прогулки.

Парусные

Парусные судна включают в себя корпус и парусную конструкцию. Для их передвижения необходим ветер и опытный человек у руля. Они не нуждаются в запасах топлива, и поэтому их стоимость ниже иных видов яхт. Несмотря на некоторые сложности в управлении, они все также популярны среди любителей морских прогулок и водного спорта.

Парусно-моторные

Двигатель у такого типа яхт играет второстепенную роль. В первую очередь для передвижения судна будет использоваться сила ветра. Однако в сложных погодных условиях или во время полного штиля наличие мотора играет не последнюю роль.

Вне зависимости от типа мотора любые парусно-моторные модели легко отличить от других видов малогабаритных суден по числу корпусов. Чаще всего данный тип яхт имеет один корпус. Но в последнее время становятся востребованными двух- и трехкорпусные яхты.

Типы моторных яхт

Классифицировать моторные яхты можно по нескольким признакам: размер, назначение, внутреннее устройство. Найти единую систему разделения достаточно сложно. Однако многие производители для удобства используют классификацию, в основе которой лежат как функциональные, так и структурные свойства моторных яхт.

Среди основных типов моторных яхт выделяют:

  1. Прогулочные катера. Они относятся к самому распространенному виду маневренного судна с встроенным мотором. Прогулочные катера подходят для непродолжительных водных прогулок, морских пикников, катания на водных лыжах.
  2. Скоростные катера. Такой тип моторных яхт предназначен для любителей скорости. От прогулочных конструкций они отличаются габаритами и мощностью. Внутренний интерьер у скоростных катеров обычно простой и не подходящий для длительного, комфортабельного отдыха.
  3. Рыболовные катера. Популярность рыболовства подвигла к выделению рыболовных моторных яхт в отдельную категорию суден. К данному типу относится большое количество конструкций, начиная от 8-футовых лодок и заканчивая 80-футовыми океанскими яхтами.
  4. Круизеры. К круизным катерам принято относить моторные яхты длиной от 6,7 до 10 метров. Они состоят из каюты, отдельного туалета и камбуза.
  5. Спортивные буксировщики. Они специально были разработаны для занятий водными видами спорта (катание на водных лыжах, вейкборд). Особенности строения дают спортивным буксировщикам возможность волнообразования (малого и сильного).

Классификация по парусному вооружению

Инженеры регулярно перевыпускают парусное вооружение, используя современные методики и материалы. Поэтому выбор парусных конструкций сейчас достаточно широк. В общем, все парусные судна подразделяются на одномачтовые и двухмачтовые модели.

Одномачтовые яхты

Парусных вооружений, которые используют одну матчу, очень много. Самым распространенным среди них в мировом яхтинге считается тип «Бермудский шлюп». В его основе лежит одна матча и 2 главных паруса: стаксель и грот. Стакселей современное мореходство знает огромное количество. Они различаются по форме и размерам. Также стаксели различаются по плотности материала и размеру нижней кромки. К примеру, плотный материал используют для более тяжелых условий передвижения. На яхте должно присутствовать несколько стакселей для смены, исходя из имеющихся погодных условий. В свою очередь, грот не нуждается в замене при изменении ветровых параметров.

Двухмачтовые яхты

Встречается несколько видов двухмачтового вооружения. Самые известные среди них:

  1. Йол. Данный тип состоит из основной передней мачты и меньшей по размеру задней мачты, которая балансирует яхту, не создавая тяги. Такое свойство парусного вооружения особенно пригодится в тихих, спокойных погодных условиях.
  2. Кеч. В сравнении с предыдущим типом двухмачтовые судна вида «Кеч» имеют равные по размеру переднюю и заднюю мачты. Такой вид больше подходит для людей преклонного возраста, которые не желают тратить много усилий на управление одномачтовой яхтой с просторными парусами. Также данный вариант обеспечивают большую надежность передвижения яхт.

Виды яхт по количеству корпусов

В свое время инженеры и проектировщики задались вопросом, как можно увеличить остойчивость маломерных конструкций, за которую отвечает ширина корпуса. Были выпущены некоторые модели с увеличенной шириной корпуса. Однако такие варианты на практике оказались недостаточно удобными в управлении. Их главный недостаток заключался в плохой мореходности и большом сопротивлении соприкосновения с водой.

Тогда для решения этой проблемы были созданы многокорпусные яхты: катамараны, тримараны и пр. В противоположность однокорпусным конструкциям перевернуть многокорпусные модели невозможно. Этого удалось достичь за счет ряда конструкторских решений. В случае если все же, к примеру, тримаран перевернулся, вернуть его самостоятельно на ровный киль весьма проблематично.

Катамараны имеют два одинаковых корпуса, которые обеспечивают значительную остойчивость данному виду. При наличии ветра они могут развивать скорость большую, чем у однокорпусных суден. Тримараны имеют 3 корпуса: один средний и два узких боковых. Боковые корпуса являются, так называемыми, поплавками, которые и обеспечивают остойчивость судна.

Классификация по материалу корпуса

Яхты конструируют из различных материалов. Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки. Наиболее популярные материалы на сегодняшний день:

  • дерево;
  • металл;
  • пластик.

Деревянный корпус – это классическая модель, которая олицетворяет историю создания быстроходного судна. Но они несколько уступают по эксплуатационным свойствам иным видам корпусов. Металлические яхты считаются наиболее прочными. Их рекомендуют использовать в местах, где можно встретить тяжелые препятствия на пути, например, – лед. Пластиковые яхты относятся к самым легким конструкциям. Они не требуют большого внимания и ухода, поэтому достаточно востребованы среди населения.

Устройство яхты

Все маломерные судна вне зависимости от классификации обладают 4 важными составляющими:

  • корпус;
  • парус;
  • киль или шверт;
  • руль.

Каждая деталь осуществляет определенную роль в движении быстроходного судна по воде. Работа всех составляющих связана, вместе они обеспечивают яхте плавный ход, силу передвижения и остойчивость.

Корпус проектируют с условием, чтобы судно могло плавно двигаться по водному пространству, даже если имеется крен. Обычно корпус имеет заостренный нос и тупую форму, однако встречаются типы яхт, у которых два этих показателя одновременно заостренные или тупые. Корпус должен представлять собой устойчивую конструкцию для того, чтобы поддерживать мачты и паруса.

Паруса являются главными в вопросе движения яхт. С их помощью сила ветра преобразуется в прямолинейный импульс. Полотна получаются путем сшивания полос материала так, чтобы получить в итоге парус треугольной формы. В зависимости от вида и целей, для которых предназначена яхта, различают паруса по формам и типу.

Киль представляет собой нижнюю горизонтальную балку, которая проходит посередине днища яхты. Он обеспечивает прочность корпуса и остойчивость судна. Шверт – это боковой плавник, который препятствует сносу яхты под ветер. Без руля не сможет обойтись ни одно судно. Он предназначен для изменения курса и увеличения сопротивления боковому скольжению кормы яхты.

Как мы можем помочь?




Заказать сертификат на аренду яхты